MONOPOLY

MONOPOLY
Монополия
Рыночнаяструктура,характеризующаяся: а) наличием одного производителя и множества покупателей; б) отсутствием  близких  товаров-субститутов (перекрестная  эластичность спроса равна нулю); в) невозможностью проникновения конкурентов на рынок  (барьеры на пути вступления в отрасль). Рассмотрим графики. В  статической  модели  рынка  фирма-монополист  сама  устанавливает цену на рынке. Кривые среднего и предельного дохода монополиста не совпадают в отличие от рынка совершенной конкуренции. Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, который представляет собой нисходящую линию D на графике (а). Поскольку монополист - единственный производитель в отрасли, чтобы увеличить объем продаж, он вынужден снижать цену на все единицы производимых товаров, а не только на последнюю. Целью монополиста является максимизация прибыли. Следовательно, он  будет стремиться достичь такого сочетания цены и объема производства,  при  котором  предельные  издержки  равны  предельному доходу. На графике (а) краткосрочное равновесие достигается при объеме производства Qe и цене Pe, и монополист обеспечивает себе получение сверхприбыли. Наличие серьезных препятствий на пути вступления в отрасль новых фирм не дает возможности расширить производственные  мощности,  и  как  следствие,  монополист  будет продолжать получать сверхприбыль длительное время (до тех пор, пока не произойдет радикального изменения условий спроса и предложения). В теории рынка утверждается, что при одинаковых издержках и величине спроса на монопольном рынке устанавливаются более высокие цены и более низкий уровень производства, чем на рынке совершенной конкуренции. Равновесие  на  рынке  совершенной  конкуренции  наступает, когда спрос равен предложению. На графике (б) кривая конкурентного предложения представлена линией МС при объеме производства Qc и цене Pc. Поскольку кривая предложения - это сумма кривых предельных издержек всех производителей, в условиях равновесия предельные издержки равны цене. Теперь предположим, что эта отрасль становится монополизированной в результате, например, поглощения одной фирмой всех других производителей. При этом кривая издержек каждого предприятия остается прежней, т.е. нет ни положительного, ни отрицательного эффекта масштаба в результате монополизации. Таким образом, предельные издержки как монопольного, так и конкурентного рынка будут одинаковы, и, следовательно, будут одинаковы и кривые их предложения. Как отмечалось выше, монополист приравнивает свои издержки не к цене, а  к предельному доходу, поэтому объем производства в отрасли упадет с Qc до Qm, а цена увеличится с Pc до Pm. Кроме того, в отсутствие конкуренции, которая заставляет фирму снижать издержки, монополист может производить свою продукцию, основываясь на издержках на единицу продукции, которые выше, чем минимально возможные (Х-неэффективность) (см. X-inefficiency). Описанная статическая модель рынка не учитывает динамические  процессы  экономического  развития.  По  мнению  многих ученых  улучшение  благосостояния  общества  связано  с  научно-техническим прогрессом - появлением новых технологий и видов продукции, а не с максимизацией производства на основе данных (статических) затрат. У фирм в условиях совершенной конкуренции есть стимул использовать наиболее эффективные технологии,  т.к. это необходимо для их выживания. Однако отсутствие дополнительных средств ввиду того, что они не могут получать сверхприбыль, ограничивает их возможности направлять средства на научные разработки. Чистый монополист, наоборот, благодаря сверхприбыли накапливает значительные ресурсы, однако у него отсутствует стимул делать такие вложения, поскольку на рынке нет конкуренции. С другой стороны, технологический прогресс - это способ снижения затрат на единицу продукции и, следовательно, увеличения прибыли. Кроме того, само технологическое превосходство является своего рода барьером на пути вступления в отрасль. Следовательно, монополист должет быть заинтересован в использовании новых технологий для сохранения своего доминирующего положения на рынке. Сторонником такой точки зрения является Дж. Шумпетер (см. Schumpeter, Joseph). Ход его рассуждений можно проследить, используя график (см. график (в)). Рынок свободной конкуренции производит Qpc продукции, а краткосрочные предельные издержки равняются цене. Если бы рынок стал монополизированным, можно было бы ожидать увеличения цены до Pm1 и снижения объема производства до Qm1. Однако, если монополист внедряет новую технологию, которая позволяет снизить издержки, кривая предельных издержек может опуститься вниз, т.е. фирма в действительности сможет производить Qm продукции при цене Pm. Иными словами, объем производства будет выше, а цена ниже, чем на конкурентном рынке, даже если монополист полностью реализует свою монопольную власть. Однако все же остается возможность отрицательного влияния монополии на благосостояние общества. Даже если монополист внедряет технологические достижения, их выгоды не всегда превышают издержки монополистической эксплуатации.  

Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика. — М.: Флинта, Наукa. . 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "MONOPOLY" в других словарях:

  • Monopoly — Daten zum Spiel Autor Elizabeth Magie Phillips, Charles Darrow Verlag Eigenverlag (ca. 1933), Parker Brothers (ab 1935), Waddington (ab 1936) …   Deutsch Wikipedia

  • monopoly — mo·nop·o·ly /mə nä pə lē/ n pl lies 1: exclusive control of a particular market that is marked by the power to control prices and exclude competition and that esp. is developed willfully rather than as the result of superior products or skill see …   Law dictionary

  • Monopoly — Mo*nop o*ly, n.; pl. {Monopolies}. [L. monopolium, Gr. ?, ?; mo nos alone + ? to sell.] 1. The exclusive power, or privilege of selling a commodity; the exclusive power, right, or privilege of dealing in some article, or of trading in some… …   The Collaborative International Dictionary of English

  • monopoly — monopoly, corner, pool, syndicate, trust, cartel are comparable rather than synonymous terms when they apply to a means of controlling prices. Monopoly denotes the exclusive control of a service (as telephone or telegraph service) or traffic (as… …   New Dictionary of Synonyms

  • monopoly — [mə näp′ə lē] n. pl. monopolies [L monopolium < Gr monopōlion, right of exclusive sale, monopōlia, exclusive sale < monos, single (see MONO ) + pōlein, to sell < IE base * pel > Lith pel̃nas, wages] 1. exclusive control of a commodity …   English World dictionary

  • Monopoly — trademark a very popular type of ↑board game that has been sold since the 1930s. Players use toy money to buy streets and buildings on squares on the board, and then make other players pay rent if they move onto those squares. The squares on the… …   Dictionary of contemporary English

  • Monopoly — Monopoly®   [ li; englisch »Monopol«] das, , Gesellschaftsspiel, bei dem mit Würfeln, Spielgeld, Anteilscheinen, symbolischen Häusern u. Ä. Grundstücksspekulation simuliert wird. * * * Mo|no|po|ly ® [...li], das; [nach engl. monopoly = Monopol]:… …   Universal-Lexikon

  • monopoly — (n.) exclusive control of a commodity or trade, 1530s, from L. monopolium, from Gk. monopolion right of exclusive sale, from MONO (Cf. mono ) + polein to sell, from PIE root *pel to sell (Cf. Skt. panate barters, purchases, Lith. pelnas …   Etymology dictionary

  • monopoly — ► NOUN (pl. monopolies) 1) the exclusive possession or control of the supply of a commodity or service. 2) an organization having a monopoly, or a commodity or service controlled by one. 3) exclusive possession or control of something. ORIGIN… …   English terms dictionary

  • Monopoly — ● Monopoly nom masculin (nom déposé) Jeu de société où les joueurs doivent acquérir par concurrence des terrains et des immeubles jusqu à en obtenir le monopole …   Encyclopédie Universelle

  • monopoly — [n] something held, owned exclusively cartel, consortium, copyright, corner, holding, oligopoly, ownership, patent, pool, possessorship, proprietorship, syndicate, trust; concept 710 Ant. distribution, jointownership, scattering, sharing …   New thesaurus


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»